Оценка профессиональных рисков

Обязанность работодателя по проведению процедур оценки и управления профессиональными рисками предусмотрена статьями 209 и 214 Трудового кодекса РФ, а порядок управления профессиональными рисками определен в приказе Минтруда России от 29.10.2021 № 776н «Об утверждении Примерного положения о системе управления охраной труда».

Управление профессиональными рисками - комплекс взаимосвязанных мероприятий и процедур, являющихся элементами системы управления охраной труда и включающих в себя выявление опасностей, оценку профессиональных рисков и применение мер по снижению уровней профессиональных рисков или недопущению повышения их уровней, мониторинг и пересмотр выявленных профессиональных рисков.

Оценка профессиональных рисков

Обязанность работодателя по проведению процедур оценки и управления профессиональными рисками предусмотрена статьями 209 и 214 Трудового кодекса РФ, а порядок управления профессиональными рисками определен в приказе Минтруда России от 29.10.2021 № 776н «Об утверждении Примерного положения о системе управления охраной труда».

Управление профессиональными рисками - комплекс взаимосвязанных мероприятий и процедур, являющихся элементами системы управления охраной труда и включающих в себя выявление опасностей, оценку профессиональных рисков и применение мер по снижению уровней профессиональных рисков или недопущению повышения их уровней, мониторинг и пересмотр выявленных профессиональных рисков.

Этапы оценки профессиональных рисков

Процесс идентификации, оценки и управления рисками состоит из следующих этапов:
  • 1
    Создание комиссии по идентификации опасностей и оценке рисков. Издание соответствующего приказа.
  • 2
    Идентификация опасностей и оценка рисков.
    Идентификация опасностей проводится в соответствии с рекомендациями, утвержденными Приказом Минтруда России от 31.01.2022 № 36 «Об утверждении Рекомендаций по классификации, обнаружению, распознаванию и описанию опасностей».
    Цель идентификации – выявить все опасности, исходящие от технологического процесса, опасных веществ, выполняемых работ, оборудования, инструмента и других объектов возникновения опасностей, участвующих в технологическом процессе.
    Процесс идентификации опасностей начинается со сбора исходной информации:
    • виды выполняемых работ, сведения о зданиях, сооружениях, о территориях, оборудовании, технологических процессах, применяемых инструментах, сырье и материалах;
    • перечни нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования по охране труда, иные требования, связанные с безопасностью (локальные нормативные акты, правила и инструкции по эксплуатации оборудования, стандарты на оборудование, здания и сооружения и т.д.) (при наличии);
    • сведения об условиях труда: результаты специальной оценки условий труда и (или) производственного контроля условий труда у работодателя.
  • 3
    После сопоставления результатов обследования с перечнем (классификатором) опасностей составляется перечень идентифицированных опасностей и оцененных рисков на рабочем месте (профессии, должности). Для идентифицированных опасностей определяются существующие меры управления.
  • 4
    Определение уровня риска.
    Процесс определения уровня риска состоит из следующих этапов:
    • оценка тяжести последствий опасного события;
    • оценка вероятности наступления последствий опасного события;
    • определение уровня риска.
  • 5
    Разработка мер по исключению и снижению уровней рисков.
    Управление риском включает в себя принятие решений о приоритетности выполнения мер по управлению риском и разработку соответствующих дополнительных мер по его снижению с учетом рекомендаций Приказа Минтруда России от 28.12.2021 № 926 «Об утверждении Рекомендаций по выбору методов оценки уровней профессиональных рисков и по снижению уровней таких рисков».
    Все идентифицированные риски после их оценки подлежат управлению с учетом уровня профессионального риска, значимости профессионального риска и приоритетов применяемых мер, в качестве которых используют:
    • исключение опасной или вредной работы (процедуры, процесса, сырья, материалов, оборудования и т.п.);
    • замена опасной работы (процедуры, процесса, сырья, материалов, оборудования и т.п.) менее опасной;
    • реализация инженерных (технических) методов ограничения риска воздействия опасностей на работников;
    • реализация административных методов;
    • использование средств индивидуальной защиты.
    Применение мер должно регулярно контролироваться, а эффективность мер по управлению профессиональными рисками должна постоянно оцениваться.
  • 6
    Документирование результатов оценки профессиональных рисков.
    По результатам оценки рисков формируются следующие документы:
    • Для каждой профессии (должности) работника предприятия оформляется карта оценки профессиональных рисков.
    • Перечень (реестр) выявленных опасностей.
    • Перечень дополнительных мер по исключению, снижению или контролю уровней профессиональных рисков (при необходимости).
    • Реестр опасностей, действующих на всех работников предприятия с ранжированием по значимости рисков.
    • Перечень регулярных мер управления риском в виде Перечня мер по исключению, снижению или контролю уровней рисков.

Этапы оценки профессиональных рисков

Процесс идентификации, оценки и управления рисками состоит из следующих этапов:
  • 1
    Создание комиссии по идентификации опасностей и оценке рисков. Издание соответствующего приказа.
  • 2
    Идентификация опасностей и оценка рисков.
    Идентификация опасностей проводится в соответствии с рекомендациями, утвержденными Приказом Минтруда России от 31.01.2022 № 36 «Об утверждении Рекомендаций по классификации, обнаружению, распознаванию и описанию опасностей».
    Цель идентификации – выявить все опасности, исходящие от технологического процесса, опасных веществ, выполняемых работ, оборудования, инструмента и других объектов возникновения опасностей, участвующих в технологическом процессе.
    Процесс идентификации опасностей начинается со сбора исходной информации:
    • виды выполняемых работ, сведения о зданиях, сооружениях, о территориях, оборудовании, технологических процессах, применяемых инструментах, сырье и материалах;
    • перечни нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования по охране труда, иные требования, связанные с безопасностью (локальные нормативные акты, правила и инструкции по эксплуатации оборудования, стандарты на оборудование, здания и сооружения и т.д.) (при наличии);
    • сведения об условиях труда: результаты специальной оценки условий труда и (или) производственного контроля условий труда у работодателя.
  • 3
    После сопоставления результатов обследования с перечнем (классификатором) опасностей составляется перечень идентифицированных опасностей и оцененных рисков на рабочем месте (профессии, должности). Для идентифицированных опасностей определяются существующие меры управления.
  • 4
    Определение уровня риска.
    Процесс определения уровня риска состоит из следующих этапов:
    • оценка тяжести последствий опасного события;
    • оценка вероятности наступления последствий опасного события;
    • определение уровня риска.
  • 5
    Разработка мер по исключению и снижению уровней рисков.
    Управление риском включает в себя принятие решений о приоритетности выполнения мер по управлению риском и разработку соответствующих дополнительных мер по его снижению с учетом рекомендаций Приказа Минтруда России от 28.12.2021 № 926 «Об утверждении Рекомендаций по выбору методов оценки уровней профессиональных рисков и по снижению уровней таких рисков».
    Все идентифицированные риски после их оценки подлежат управлению с учетом уровня профессионального риска, значимости профессионального риска и приоритетов применяемых мер, в качестве которых используют:
    • исключение опасной или вредной работы (процедуры, процесса, сырья, материалов, оборудования и т.п.);
    • замена опасной работы (процедуры, процесса, сырья, материалов, оборудования и т.п.) менее опасной;
    • реализация инженерных (технических) методов ограничения риска воздействия опасностей на работников;
    • реализация административных методов;
    • использование средств индивидуальной защиты.
    Применение мер должно регулярно контролироваться, а эффективность мер по управлению профессиональными рисками должна постоянно оцениваться.
  • 6
    Документирование результатов оценки профессиональных рисков.
    По результатам оценки рисков формируются следующие документы:
    • Для каждой профессии (должности) работника предприятия оформляется карта оценки профессиональных рисков.
    • Перечень (реестр) выявленных опасностей.
    • Перечень дополнительных мер по исключению, снижению или контролю уровней профессиональных рисков (при необходимости).
    • Реестр опасностей, действующих на всех работников предприятия с ранжированием по значимости рисков.
    • Перечень регулярных мер управления риском в виде Перечня мер по исключению, снижению или контролю уровней рисков.
Оставить заявку на проведение оценки профессиональных рисков:
Для проведения оценки профессиональных рисков необходимо отправить заявку в свободной форме на фирменном бланке организации, а также перечень профессий, на которых планируется оценка профессиональных рисков, на электронную почту anobumc@yandex.ru. Ответным письмом мы вышлем расчёт стоимости услуг.
После согласования сметы заключаем договор и оформляем работу.
По всем возникшим вопросам обращаться по телефону: +7 (4832) 67-46-16, +7 (4832) 67-46-17.
Made on
Tilda